Как появились двери

Бытовые вещи, окружающие нас, мы привыкли воспринимать, как должное. Они такие есть, такими были и такими будут во веки веков. Потому что мы привыкли их видеть именно такими: спокойными, надежными и неизменными. Как, например, входные двери.

Но современный вид входные двери приняли относительно недавно, а на самом деле у них богатая история. Было время, когда вообще не существовало никаких дверей! Их заменяли разнообразные ширмы, переносные перегородки, коврики, шторы, циновки и так далее. Эти «дверные заменители» благополучно справлялись с функцией обозначения личного пространства, обособленности определенной части пространства от другого мира. С тем, что сейчас называется зонированием помещения.

Двери появились вместе с личным имуществом, которое нуждалось в защите. Когда речь заходит о защите имущества, то никакие циновки и занавесочки с этим справиться не в состоянии. Слишком уж легковесны. Потребовалось более солидное сооружение, которое выполняло бы сразу две функции: отделение внутреннего пространства дома от внешней среды и защита содержимого дома от посторонних. Помните старую детскую загадку – не лает, не кусает, а дом защищает? Это о них, о входных дверях

Считается, что первые двери появились в Древнем Египте около 3000 лет до нашей эры. Изготавливались эти двери из древесины сикомора – дерева достаточно доступного в Египте, прочного и устойчивого к гниению. Деревянные двери находили и среди руин древних городов Персии.

А в Помпеи археологи обнаружили древнюю дверную фурнитуру – петли и замки, которые изготавливались из скоб, гвоздей и полос металла. Извержение вулкана «законсервировало» город, благодаря чему эти изделия дошли до нас практически в первозданном виде. В Помпеи же были обнаружены межкомнатные филенчатые двери, почти такие же, как используются сейчас.

Очень серьезно к дверям относились в Древнем Риме. Имперские богатства нуждались в надежной защите, которую могли обеспечить только качественные входные двери.

У древнеримских дверей даже был свой собственный бог-покровитель – двуликий Янус (между прочим, Ianus на латыни – это как раз дверь). Двери считались символом множества жизненных путей и решений, символом возможности выхода из любой сложной ситуации, а также символом перехода из нашего мира в мир иной – что не удивительно, ведь они отгораживали один мир от другого совершенно реальным образом.

Сначала древнеримские двери изготавливались из железа и бронзы – самых прочных и надежных материалов, но постепенно их вытеснила древесина. Древесина легко поддавалась обработке и была доступна. Двери изготавливались из тика, который был почти что вечным, ясеня, вишни, палисандра, других ценных и устойчивых к гниению древесных пород. Но во все времена чаще всего двери изготавливались из дуба и ореха – древесины прочной и доступной повсюду.

Невысокая экзотичность древесины с лихвой искупалась разнообразными украшениями, начиная от резьбы по дереву (резьба на древнеримских дверях символизировала достаток и удачу владельцев дома, а также призывала покровительство многочисленных богов) и заканчивая различными «девайсами» (вроде изысканных дверных молотков и так далее). Самая древняя деревянная дверь, известная на сегодня в Европе, это портал Базилики Сент-Аброджио (Милан). Эта дверь была сооружена еще в IV веке, а в 1750 году ее отреставрировали.

С изменением технологий строительства, появлением новых инструментов и материалов, изменялся и внешний вид, и устройство дверей. Дверной косяк стал коробом, появились петли современного вида, но осталось и кое-что неизменное – система «штифт-стержень» и порог, они такие же, как и в давние времена.

При строительстве аббатств, церквей и соборов в готическом стиле каждая, даже самая мелкая, деталь имела определенное символическое значение. Выполняя обычные утилитарные функции, эти детали должны были еще являться символом. Так и двери – их сооружали резными и многоступенчатыми, не двери, а настоящие порталы, и символизирующими переход на Небеса. Чаще всего такие двери делались из дуба, при этом древесину дополнительно укрепляли коваными гвоздями и скобами, и придавали двери вид ребристой стрельчатой арки.

Парадные двери крупных построек (храмов, дворцов, особняков) было принято украшать резьбой – деревянной или каменной, а также металлическими гирляндами (обычно бронзовыми с позолотой), букетами и виноградными гроздьями (еще со времен Диониса виноградные гроздья являются символом достатка и благоденствия).
В Древнем Риме и Греции в основном в ходу были двустворчатые двери, больше напоминающие ворота, а вот в средние века в моду вошли распашные двери, и продержалась такая мода аж до XIX столетия.

Возрождение принесло моду на прямоугольные порталы с массивными карнизами, фризом и колоннами. Затем пришел черед барокко с полуциркульными арками, украшенными пышным растительным декором. Классицизм вновь повернулся к строгости и точности античности, а двери стали прямоугольными с тяжелым двускатным порталом и колоннами. Такие двери было принято украшать в античном стиле – статуями львов, сфинксов, кариатид или атлантов.

Декор двери в классическом стиле с разорванным фронтоном сверху и плоскими колоннами. Братислава, Словакия

Стиль модерн в начале ХХ столетия также не обошел своим вниманием двери: кованые элементы, многочисленные витражи и инкрустации, декор плавных очертаний – двери Европы просто расцвели. Многие двери стали настоящими произведениями декоративно-прикладного искусства.

Декор портала в стилистике северного модерна. Хельсинки

Декор в стиле модерн, Барселона

Театр начинается с вешалки, а дом – с двери, и не удивительно, что во все времена двери пытались превратить именно в произведение искусства, сохраняя при этом их защитные свойства и характеристики. Но внешний вид дверей всегда был так же важен, как и их способность ограждать дом от нежелательных визитеров.

Деревянная дверь с металлической накладкой, старая часть Рабата, столицы Марокко

Деревянная дверь с металлическими накладками, старая часть рабата, столицы Марокко​​

Неоготика, прага​​

Витраж и характерная для Испании керамическая плитка в декоре парадной двери, Барселона​

Старинный дверной молоточек в виде цветка, Прага